Корзина
2 отзыва
Валютная выручка и проблемы с ее возвращением

Валютная выручка и проблемы с ее возвращением

Валютная выручка и проблемы с ее возвращением
Выход на внешние рынки - с чем придется столкнуться?

09.02.14

 

Валютная выручка и проблемы с ее возвращением

ВАЛЮТНАЯ ВЫРУЧКА И ПРОБЛЕМЫ СВЯЗАННЫЕ C ЕЁ ВОЗВРАЩЕНИЕМ.

           Вопросы, которые рассматриваются в этой статье непосредственно связанные с взаимоотношениями, которые возникают при экспорте и импорте товаров и услуг украинскими субъектами хозяйственной деятельности, через таможенную границу Украины.

             Эти взаимоотношения объединяет одно, общеизвестное понятие - внешнеэкономическая деятельность, то есть «деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, имеющая место, как на территории Украины, так и за ее пределами» (Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности»).
          Внешнеэкономическая деятельность по сравнению с хозяйственной деятельностью в пределах страны нахождения предприятия является более прибыльной, но одновременно и наиболее проблемной деятельностью для украинского предприятия.
        Выход украинского предприятия на международные рынки товаров и услуг открывает перед ним новые горизонты для собственного развития и получения прибыли. Но желая всестороннего развития экономических отношений с другими государствами на взаимовыгодной основе, всегда нужно помнить, что «на поверхности видно лишь одну десятую часть айсберга». Преимущества, которые на первый взгляд может получить украинский субъект хозяйствования от внешнеэкономической деятельности, могут с легкостью трансформироваться в недостатки и создать значительное количество проблем. Именно поэтому, украинскому субъекту хозяйствования необходимо быть осведомленным и четко понимать свои действия.
            При ведении деятельности во внешнеэкономической сфере украинское предприятие обязательно должно столкнуться с новыми для себя обстоятельствами ведения бизнеса, такими в частности могут быть: территориальная удаленность контрагента, язык, которым он владеет, общественное и государственное устройство страны его местонахождения, система права государства, в соответствии с которой этот контрагент зарегистрирован и ведет свою хозяйственную деятельность.
          Последнее обстоятельство является весьма важным, им нельзя пренебрегать при выборе контрагента для ведения бизнеса, поскольку комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих юридических норм, которые составляют систему права государства такого контрагента, предъявляет определенные требования к нему, как к юридическому лицу и его хозяйственной деятельности, что по своей сути существенно отличаются от требований к юридическому лицу Украины и его хозяйственной деятельности, а потому в процессе совместной внешнеэкономической деятельности указанные различия могут привести к проблемам, которые практически невозможно решить безболезненно для обоих участников этих отношений.
             Однако, все вышеперечисленные обстоятельства, видимо имеют второстепенный характер по отношению к двум связанным между собой проблемам, с которыми сталкиваются украинские субъекты хозяйствования в сфере ВЭД.
            Первой проблемой является отсутствие общедоступной и достоверной информации о своем зарубежном контрагенте, в частности о его деловой репутации.
         Второй проблемой, стоящей рядом с первой, является легкомыслие украинских субъектов хозяйствования по отношению к обычаям делового оборота, которые обычно применяются при ведении дел.
            Как показывает практика не всегда обстоятельство того, что контрагенты существенно отличаются друг от друга, является катализатором проблем для украинского предприятия в сфере ВЭД.
            Выйдя на международный рынок, украинские субъекты хозяйствования стараются как можно быстрее занять свою нишу и удержаться в условиях конкурентного рынка. При таких условиях они пренебрегают элементарными правилами ведения бизнеса, что впоследствии может сыграть свою роль в отношениях с фирмой контрагентом.
             Нередки ситуации, когда в момент переговоров достигнута устная договоренность относительно существенных условий поставки товаров или оказания услуг, нужно подписывать внешнеэкономический договор (контракт), а украинский субъект хозяйствования, еще не совершив юридическую сторону вопроса, считает сверхдоходы от сделки, при этом не проверив элементарные вещи, такие как полномочия лица, представляющего иностранного контрагента при заключении того или иного контракта, соответствие сведений предоставленных о себе иностранным контрагентом сведениям в его учредительных документах и сведениям о нем по торговому, банковскому, судебному реестрах, наличие регистрационного удостоверения местного органа власти иностранного государства о регистрации юридического лица-нерезидента, а также информацию относительно применения, отмены или изменения вида специальных санкций, примененных в соответствии со статьей 37 Закона Украины «О ВЭД».
            Основной целью этой статьи является стремление обратить внимание украинских субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в сфере ВЭД на отдельные проблемные вопросы, с которыми они могут столкнуться.
            Одним из распространенных вопросов, с которыми сталкиваются украинские субъекты хозяйствования, являются правонарушения связанные с возвращением валютной выручки на валютные счета в уполномоченных банках за выполнение работ, оказание услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности, поэтому именно этому вопросу я уделю больше внимания в этой статьи.

            Ни для кого не является новостью тот факт, что украинское государство никогда не отличалось своей уступчивостью или лояльностью по отношению к бизнесу, который ведут субъекты хозяйствования в пределах ее территории. Не стала исключением и внешнеэкономическая деятельность указанных субъектов.
            За «невозвращение валютной выручки» - не поступление валютной выручки из-за рубежа на валютный счет в уполномоченном банке к украинскому субъекту хозяйствования применяются санкции, которые могут привести к значительным убыткам, а иногда даже полностью парализовать его деятельность в сфере ВЭД.

  Попробуем представить такую ситуацию.

             Добропорядочный украинский субъект хозяйствования вышел на международный рынок с предложением продажи товаров или с предложением оказания услуг. Им начинают интересоваться иностранные фирмы, заключаются первые контракты. Некоторое время работа идет в нормальном режиме, до тех пор, когда один из иностранных контрагентов непринужденно, возможно из-за обстоятельств, которые от него не зависят, а возможно сознательно или бессознательно нарушает свои обязательства по оплате стоимости поставленного товара (оказанной услуги) на довольно значительное время.
           Ситуации с задержкой расчета за товар или услугу (или вообще отказ иностранного контрагента производить оплату в пользу украинского предприятия) для украинского предприятия может закончиться весьма неблагоприятными последствиями.
            Попробуем разобраться, почему и каким образом это происходит.

ЧТО ТАКОЕ ВАЛЮТНАЯ ВЫРУЧКА.

          Для этого надо понять, что вообще представляет собой термин валютная выручка.
        Украинский законодатель понятие валютной выручки и связанных с ней вопросов раскрыл в Законе Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» (23.09.1994, № 185/94-ВР, далее - Закон № 185, с последующими изменениями).
         Так согласно ст. 1 этого Закона, выручка резидентов украинских субъектов хозяйствования в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 90 календарных дней с даты таможенного оформления (оформления вывозной грузовой таможенной декларации) экспортируемой продукции, а в случае экспорта работ (услуг), прав интеллектуальной собственности - с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ. То есть это денежные поступления в иностранной валюте от реализации товаров и услуг на внешнем рынке.
        При вывозе товаров за пределы таможенной территории Украины и выполнение работ, оказание услуг для нерезидента денежные средства в их оплату должны поступить в сроки, предусмотренные в контракте, который обычно не может превышать 90 календарных дней со дня таможенного оформления товаров, подписания акта, удостоверяющего выполнение работ или оказания услуг.
            Банк, клиентом которого является украинский контрагент, осуществляет контроль за экспортными, импортными операциями и начинает отсчет срока (90 дней) со следующего календарного дня после оформления ГТД или подписания документа, удостоверяющего выполнение работ или оказание услуг.
             В случае отсутствия оплаты со стороны иностранного контрагента, днем возникновения нарушения считается первый день, т.е. 91-й день с момента оформления ГТД или документа, подтверждающего выполнение работ, оказание услуг.
             Обязанность банка контролировать сроки возврата валютной выручки на счет резидента возложена на него Постановлением Национального банка «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями возврата», от 24.03.1999, № 136.
             В случае нарушения резидентами - украинскими субъектами хозяйствования предельных сроков возврата валютной выручки, к ним могут быть применены штрафные санкции в виде пени за каждый день просрочки в размере 0,3 процента от суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу Национального банка Украины на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) (ч. 4 Закона № 185).
            Таким образом, если на определенном этапе для украинского предприятия становится понятным, что он не получит средства (валютную выручку) от контрагента в предельный срок, в которой они должны были поступить на его счет и к нему применят штрафные санкции (пеню) или если такой срок уже превышен (начисляется пеня и существует необходимость остановить ее начисления), то для этого украинского субъекта хозяйствования необходимо совершить действия, направленные на взыскание такой задолженности.
             То есть возникает необходимость обратиться в компетентные органы для взыскания задолженности с иностранного контрагента.
             Законом № 185 предусмотрено, что в случае принятия к рассмотрению судом, Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины искового заявления резидента о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие несоблюдения нерезидентом сроков, предусмотренных экспортно-импортным контрактам, срок предусмотренный Законом (90 дней), останавливается, и пеня за его нарушение в этот период не уплачивается.
               На первый взгляд эта норма закреплена законодателем является довольно демократичной, прозрачной, понятной и никоим образом не сужает права резидента - украинского предприятия.
              Однако, немного отступая можно привести простой пример, согласно которому станет понятно, что указанная норма уже не является такой уж совершенной.
              Так, довольно распространены в практике такие случаи, когда иностранный контрагент является добросовестным и платит своему украинскому партнеру всю сумму, предусмотренную контрактом за поставленный товар или оказанные услуги. При осуществлении расчетов банки-корреспонденты, через которые осуществляются расчеты, списывают сумму своей комиссии и на счет украинского предприятия поступает сумма, на несколько десятков долларов или евро меньше, чем указано в контракте.
         Указанный пример в соответствии с Законом является правонарушением в ВЭД и заключается в невозврате валютной выручки, а потому это является основанием для применения санкций к украинским предприятия, в частности пени в размере 0,3% от суммы невозвращенной выручки за каждый день просрочки.
              Судиться за эту сумму с иностранным партнером нет смысла, поскольку минимальная сумма пошлины за судебное разбирательство составляет 1 800 долларов США при обращении в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины и 1200 долларов США при обращении в Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Украина
            Однако если не обращаться в компетентный орган с заявлением о взыскании задолженности, неприятностей (санкций) в отношениях с государственными органами вряд ли можно будет избежать.
             Поэтому во избежание таких неприятных ситуаций необходимо оговорить такой нюанс о банковской комиссии в отдельном пункте внешнеэкономического контракта.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ САНКЦИИ ЗА НЕВОЗВРАТ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ В СРОКИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЗАКОНОМ.

            Если все же украинскому субъекту хозяйствования не удалось избежать начисления пени или остановить ее начисление, то следующей «невидимой частью айсберга», о котором говорилось в начале будет новость о том, что по отношению к нему за нарушение расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности применены одну из специальных санкций предусмотренную ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности».
            Посмотрим, что представляет собой Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности», а именно статья 37.
            Так, согласно указанной выше статье, за нарушение Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» или связанных с ним законов Украины, к субъектам внешнеэкономической деятельности или иностранным субъектам хозяйственной деятельности могут быть применены такие специальные санкции:

  • наложение штрафов в случаях несвоевременного выполнения или невыполнения субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности своих обязанностей согласно этому или связанных с ним законов Украины. Размер таких штрафов определяется соответствующими положениями законов Украины или решениями судебных органов Украины;
  • применения к субъектам внешнеэкономической деятельности и иностранных субъектов хозяйственной деятельности индивидуального режима лицензирования в случаях нарушения такими субъектами Закона или связанных с ним законов Украины, устанавливающих определенные запреты, ограничения или порядок осуществления внешнеэкономических операций;
  • временное приостановление внешнеэкономической деятельности в случаях нарушения настоящего Закона или связанных с ним законов Украины, проведение действий, которые могут повредить интересам национальной экономической безопасности.

          Санкции, указанные в настоящей статье, применяются центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики по представлению органов государственной налоговой и контрольно-ревизионной служб, таможенных, правоохранительных органов, органов Антимонопольного комитета Украины, специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг и Национального банка Украины или по решению суда. Санкции могут быть применены к субъектам внешнеэкономической деятельности или иностранным субъектам хозяйственной деятельности в течение трех лет со дня выявления нарушения законодательства.
           Так, право на применение специальных санкций имеет центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики. Согласно совместному приказу Министерства экономики Украины, Государственной налоговой администрации Украины от 09.11.2006 N340/672 таким центральным органом является Министерство экономики Украины.
          Относительно первой санкции предусмотренной ст. 37 закона Украины, то есть наложением штрафа все достаточно понятно, то с двумя другими специальными санкциями не все так просто.
        Срок применения индивидуального режима лицензирования и временного приостановления внешнеэкономической деятельности устанавливается совместным приказом Министерства экономики Украины, Государственной налоговой администрации Украины от 09.11.2006 N340/672, которым утвержден порядок взаимодействия Министерства экономики Украины и Государственной налоговой администрации Украины по вопросам применения специальных санкций.
            Так в соответствии с положениями этого приказа санкции применяются на такой срок:

  • индивидуальный режим лицензирования действует до момента устранения нарушений законодательства Украины или применения практических мер, гарантирующих выполнение Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" и / или связанных с ним законов Украины, и отменяется Минэкономики.
  • временное приостановление внешнеэкономической деятельности действует до момента устранения нарушений законодательства Украины или применения практических мер, гарантирующих выполнение Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" и / или связанных с ним законов Украины, но не более трех месяцев с даты издания соответствующего приказа Минэкономики.

         После временного приостановления внешнеэкономической деятельности субъекты внешнеэкономической деятельности или иностранные субъекты хозяйственной деятельности переводятся Минэкономики на индивидуальный режим лицензирования.

          Достаточно интересной в этом порядке есть фраза «устранения нарушений законодательства Украины или применения практических мер, гарантирующих выполнение Закона Украины" О внешнеэкономической деятельности "». В ней нас интересует выражение «применение практических мер». Возникает вопрос - «Что понимается под практическими мерами»?
          Как показывает практика, в выражении - под "практическими мерами" законодатель имел в виду действия украинского предприятия, совершаемые им для ликвидации задолженности.
            Если иностранный контрагент не реагирует на обращения и требования о выполнении своих обязательств по договору и не осуществляет оплату за поставленный украинским предприятием товар или оказанные услуги, то единственным возможным средством для украинского предприятия является его право обратиться в суд с иском о взыскании задолженности.

ОБРАЩЕНИЕ В СУД ДЛЯ ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖНОСТИ

            Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности», отмечает, что с целью взыскания задолженности с иностранного контрагента украинский субъект хозяйствования имеет право обратиться:

1. В Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины;
2. В Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Украины;
3. В суд.

Относительно первого: Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины (МКАС при ТПП Украины) является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом).
           МКАС при ТПП в своей деятельности руководствуется Законом Украины «О международном коммерческом арбитраже» от 24.02.1994, Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП Украины и Регламентом.
            МКАС при ТПП Украины принимает к рассмотрению споры хозяйствующих субъектов, связанные с его компетенцией, если существует письменное соглашение между сторонами о передаче на рассмотрение МКАС при ТПП всех или определенных споров, которые возникают либо в будущем могут возникнуть между сторонами в процессе их взаимоотношений, независимо от того, носят ли они договорный характер или нет.
        Распространена практика, когда Арбитражное соглашение заключено в виде арбитражной оговорки в договоре, но также она может быть в виде отдельного соглашения. Порядок обращения субъектов хозяйствования в МКАС и рассмотрение их дел определяется Регламентом МКАС, а размер арбитражного сбора, взимаемого по принятому к рассмотрению делу - Положением об арбитражных сборах и расходах (минимальный размер расходов 1800 $). Решение МКАС при ТПП Украины являются окончательными и обязательными для сторон и при отказе от их добровольного исполнения приводятся в исполнение в принудительном порядке по местонахождению должника согласно положениям Нью-Йоркской конвенции 1958 года «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений».

Относительно второго: Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Украины (МКАС при ТПП Украины) является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом).
           МАК при ТПП Украины в своей деятельности руководствуется Законом Украины «О международном коммерческом арбитраже» от 24.02.1994, Положением о Морской арбитражной комиссии при ТПП Украины и Регламентом.

           К компетенции МАК при ТПП Украины относится решение споров, возникающих из договорных и других гражданско-правовых отношений при осуществлении торгового мореплавания независимо от того, являются сторонами этих отношений субъекты украинского или иностранного либо только украинского или только иностранного права. МАК принимает к рассмотрению споры при наличии письменного соглашения (договоренности) между сторонами о передаче ей всех или определенных споров, которые возникают или могут возникнуть в будущем между сторонами в связи с правоотношениями субъектов хозяйствования, независимо от того, носят ли они договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения. Порядок обращения в МАК и рассмотрения дел определяется Регламентом Арбитражного суда, а размер арбитражного сбора, который взимается при подаче искового заявления - Положением об арбитражных сборах и расходах, являющимся приложением к Регламенту (Минимальный размер расходов 1200 $). Решение МАК при ТПП Украины являются исполнительными документами и приравниваются к решениям государственных судов. Решение МАК исполняются сторонами добровольно в установленные ею сроки, при отказе от их добровольного исполнения приводятся в исполнение в принудительном порядке, в том числе за границей на основании Нью-Йоркской Конвенции 1958 года «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений».

Относительно третьего: Учитывая вышесказанное, а именно стоимость расходов при обращении в МКАС при ТПП или в МАК при ТПП, вариант обращения в украинский хозяйственный суд является, пожалуй, самым приемлемым.
            Кроме того, если допустить такой пример, что сумма задолженности незначительна (до 5000 $) и то, что стороны при заключении контракта установили арбитражную оговорку, подчинив все правоотношения между собой украинскому праву, и определили, что споры между контрагентами подлежат разрешению в арбитражном суде по местонахождению украинского субъекта хозяйствования.
            Положениями Хозяйственного процессуального кодекса Украины не предусмотрено определение договорной подсудности дел хозяйственным судам. При этом правоотношения, связанные со всеми видами внешнеэкономической деятельности в Украине, регулируются положениями Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности", а вопросы, возникающие в сфере частноправовых отношений с иностранным элементом (хотя бы один участник правоотношений является иностранцем, лицом без гражданства или иностранным лицом), в частности, и вопрос подсудности судам Украины дел с иностранным элементом определены Законом Украины "О международном частном праве".
            Согласно статье 38 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" споры, возникающие между субъектами внешнеэкономической деятельности, иностранными субъектами хозяйственной деятельности, в процессе такой деятельности могут рассматриваться судами Украины, а также по соглашению сторон спора, Международным коммерческим арбитражным судом и Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины и другими органами разрешений споров, если это не противоречит действующим законам Украины или предусмотрено международными договорами Украины.
             Статьей 76 Закона Украины "О международном частном праве" определено, что суды могут принимать к своему производству и рассматривать какие-либо дела с иностранным элементом, в частности в случае, если стороны предусмотрели своим соглашением подсудность дела с иностранным элементом судам Украины.
             Таким образом, при возникновении ситуации нарушение иностранным контрагентом своих обязательств по контракту по оплате поставленного товара или оказанной услуги, украинский субъект хозяйствования имеет право обратиться в украинский хозяйственный суд с иском о взыскании задолженности.
              В случае получения положительного решения оно подлежит признанию и исполнению на территории того государства, где находится иностранный контрагент-должник.


ПРО ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ СУДА
           

             Признание и исполнение решения суда принятого за пределами государства, в котором требуется признание и исполнение в международных отношениях регулируется несколькими международными договорами, а именно:

  • Брюссельской Конвенции стран-членов Европейского союза о подсудности, признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам от 27.09.1968 года.
  • Луганской Конвенции о юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам от 16.09.1988 года.
  • Нью-Йоркской Конвенции о признании и исполнении иностранных арбитражных решений, заключенной в 1958 году. (Вступила в силу для Украины 10 января 1961 года).
  • Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже, которое было подписано в г. Женева 21.04.1961 года и ратифицировано Верховной Радой УССР 25.01.1963 года.

             Относительно первых двух Конвенций, то признание и исполнение решений, вынесенных в другом государстве-участнике Конвенции, осуществляется автоматически, даже без проверки наличия международной подсудности.
              Однако поскольку Украина не присоединилась к странам-участницам этих Конвенций и не ратифицировала их положение, то применять их нормы при проведении процедуры признания и исполнения решения украинского хозяйственного суда невозможно.
              Относительно Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже, которое было подписано в г. Женеве 21 апреля 1961 года и ратифицировано Верховной Радой УССР 25 января 1963 года, то её условиями предусмотрены некоторые особенности проведения арбитража.
          К этим особенностям относится положение, которое определяет, что ходатайство о признании и исполнении решения иностранного суда пересылаются через Министерство юстиции Украины в том случае, когда такой порядок их представления установлено международным договором, на основании которого в данном случае проводятся признания и исполнения решения. В случае, когда международным договором предусмотрено, что соответствующий иностранный суд пересылает ходатайство компетентному суду страны, в которой требуется признание и исполнение через центральные органы, этим органом является Министерство юстиции, если это прямо предусмотрено международным договором.
               Применение положений настоящей Конвенции усложняется благодаря тому, что Украина не имеет соглашения с большинством стран Европы.
             Кроме того, согласно письму Минюста от 07.05.2010 № 26-50/284, в случае необходимости выяснения названия и адреса компетентного суда, в который необходимо направлять решение арбитража с целью его признания и исполнения, необходимо обращаться в дипломатическое учреждение Украины в соответствующем государстве с учетом Консульского устава Украины, согласно которому консул обязан принять меры для восстановления нарушенных прав юридических лиц и граждан Украины.
            Также, согласно законодательству большинства стран, на их территории не выполняется решения иностранных судов, если не обеспечена взаимность исполнения. Таким образом последнее предписание ставит признании и исполнении решения судебного органа страны, в которой необходимо признать и выполнить решение в зависимость от того, будет ли оно выполнено на территории той страны, где вынесено решение.
            Взаимность, как предпосылка признания и исполнения иностранных судебных решений на территории государств Еврозоны, занимает особое место. В Европе существует перечень государств, в которых выполнение решений юрисдикционных органов Европы обеспечена на условиях взаимности. Среди стран, где взаимность, как обязательный принцип международного права не обеспечена, фигурирует Украина. А это значит, что решения украинских судов не выполняются в Европе, а европейские в Украине.
              Учитывая такое, решения иностранных судов и арбитражных судов могут признаваться и выполняться на территории других государств на началах взаимности, которая обеспечивается международными договорами. Поскольку между Украиной и многими другими государствами не существует договора о предоставлении правовой помощи, то в связи с этим возникает сложность с признанием и исполнением решения украинского суда на их территории на основании положений Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже.
            Учитывая указанное выше, единственным международным актом, положения которого позволяют украинским субъекту обратиться к иностранному государству о признании решения украинского хозяйственного суда на ее территории является Нью-Йоркская Конвенция о признании и исполнении иностранных арбитражных решений 1958 года, которая вступила в силу для Украины 10 января 1961 года (далее-Конвенция 1958)
              Участниками Конвенции является значительная часть государств мира, в том числе Украина.
             Так, согласно ст. 2 Конвенции 1958 термин «арбитражное решение» включает как решения, принимаемые судьями, назначенными в каждой отдельной деле, так и решения, вынесенные постоянными арбитражными органами (в данном случае постоянным арбитражным органом является хозяйственный суд Украины).
              Также Конвенция 1958 определяет, что решение суда имеет силу только в пределах той страны, суд которой это решение принял. Во всех остальных государствах он, само по себе, правовой силы не имеет и получает ее только тогда и в той степени, когда и в какой степени процессуальное законодательство этих государств допускает признание или исполнение иностранных судебных решений.
              Поэтому, обращаю Ваше внимание на то, что обязанности признать иностранное судебное решение в силу общих норм международного права не существует.
             Для того, чтобы перед иностранным государством заявить ходатайство об осуществлении процедуры признания и исполнения решения, прежде всего, следует четко понимать содержание и соотношение понятий «признание» и «исполнение» иностранного судебного решения.

  •             Признание иностранного судебного решения означает, что соответствующее государство рассматривает это решение как подтверждение определенных прав и обязанностей в том же смысле, как и решение своего собственного суда.
  •             Принудительное исполнение иностранного судебного решения - это предоставление соответствующим компетентным органом властного предписания, по которому иностранное судебное решение приравнивается к решению национального суда со всеми вытекающими из того приравнивание последствиями.

              Относительно взаимоотношений этих понятий, то признание иностранного судебного решения не всегда влечет за собой его принудительное исполнение.
             Однако именно благодаря признанию иностранное решение получает преюдициальную силу: признанное в установленном порядке иностранное судебное решение становится препятствием для рассмотрения национальным судом того же дела, между теми же сторонами, по тому же предмету и по тем же основаниям.
              Поскольку каждое государство в соответствии с принципом суверенитета само устанавливает процессуальные правила и формы, в которых осуществляется рассмотрение дел ее судами, она не имеет права надеяться на то, что решение ее судов обязательно будут признаны в других странах. Из этого следует, что и компетенцию относительно признания иностранных судебных решений ее национальными судами, как и процедуру такого признания, каждое государство тоже устанавливает само. Есть одно общее для всех государств требование: для того, чтобы решение иностранного суда имело возможность быть признанным, суд, принявший, должен иметь международную подсудность. Не требует доказательства положения о том, что ни одно государство не признает иностранного решения по вопросам, по которым ее национальным законодательством установлено правило об исключительной подсудности.
              Поэтому, принципиальное различие между признанием иностранного судебного решения и предоставлением разрешения на его исполнение в том, что в то время, как признание в ряде государств может иметь место автоматически, то наделение такого решения качеством исполнимости всегда проходит через акт национального верховенства.
               Несмотря на то, что Конвенция 1958 года дает достаточно понятный механизм признания и исполнения решения иностранного суда, указанное действие в международном праве ставит перед предприятием новые сложности. Обычно они связаны с финансовыми затратами, которые необходимо будет понести в процессе признания и исполнения решения, в частности они состоят в следующем:

1. Нотариальное удостоверение пакета документов для проведения консульской легализации.
2. Перевод с украинского языка на язык страны, в которой необходимо признать и выполнить решение.
3. Оплата ставки за проведение процедуры признания решения иностранного суда.
4. Обеспечение присутствия представителя предприятия при совершении действий, связанных с признанием и исполнением решения суда.

                 Таким образом, при выполнении определенного выше перечня действий, становится возможным проведение процесса признания и исполнения решения украинского суда на территории иностранного государства.
              Однако выполнение всех указанных выше действий не всегда является экономически обоснованным для предприятия.
              Это может подтвердить простой пример из практики.
              Украинское предприятие осуществило поставку товара на территорию одного из государств Евросоюза на сумму 2500 €. Иностранное предприятие нарушило условия контракта и не рассчиталось с украинским предприятием за поставленный товар.
             Украинское предприятие в срок, предусмотренный законодательством, не обратилось в суд за взысканием, вследствие чего Министерство экономики Украины, применило к нему санкцию в виде индивидуального режима лицензирования. Впоследствии украинское предприятие обратилось в хозяйственный суд Украины и получило положительное для себя решение. В процессе подготовки к процедуре признания и исполнения решения выяснилось, что затраты на его проведение не менее чем в два раза превышают сумму долга иностранного предприятия.   В результате этого украинское предприятие вынуждено было подготовить экономическое обоснование нецелесообразности осуществления процедуры признания и исполнения решения на территории иностранного государства и обращаться на этом основании в Министерство экономики Украины с ходатайством об отмене санкции. Санкцию отменили, а деньги предприятию за поставленный товар иностранное предприятие так и не перечислило.
            После этого с целью избежать повторения ситуаций с невозвратом валютной выручки украинское предприятие в контрактах с иностранными субъектами хозяйствования всегда предусматривало предварительную оплату за товар, что было не очень выгодно его контрагентам, но гораздо спокойнее было украинскому предприятию.
        
           Заканчивая, хочу еще раз обратить внимание украинских субъектов хозяйствования, что внешнеэкономическая деятельности - это бурный океан отношений различных субъектов и поэтому необходимо постоянно быть бдительным, и безотлагательно, с максимальным вниманием относиться ко всем обстоятельствам, которые возникают в правоотношениях с иностранными контрагентами. Это непременно придаст уверенности вашему «Бизнес - кораблю» при столкновении с любым айсбергом.

Адвокат
Тригубенко Максим Олегович

 

TOV InBAU

Источник: TOV InBAU